«Я должен «переспать» с этой мелодией»Популярная джазовая группа Apple Tea вернулась из своего первого концертного тура по Беларуси...
Популярная джазовая группа Apple Tea («Яблочный чай»), так много сделавшая для развития современного джаза, недавно вернулась из своего первого концертного тура по Беларуси. С одной стороны, грустно, что музыкантов такого уровня жители регионов могут услышать раз в 15 лет. С другой — много ли джазовых туров проходит сегодня? Приятно, что он вообще состоялся. Более того, лидер коллектива композитор Игорь Сацевич уверен: если учесть все ошибки, гастролировать по родным весям можно ежегодно.
— Это был первый тур, и в этом его уникальность. Мы хотим сделать его традицией, потому что есть не только упущения, но и полезные наработки. Думаю, через год ситуация будет более гладкой и предсказуемой.
— Игорь, вы почувствовали, что за годы существования Apple Tea воспитали некую свою преданную армию поклонников?
— Армию? Нет. Когда мы были в туре по Беларуси, никакой армии поклонников я там не заметил. Может быть, взвод. Полк?..
— Вы обращаете внимание на то, что пишут о группе? Для вас это важно?
— Это важно, но иногда я просто не понимаю, откуда люди черпают информацию. Все как–то субъективно. Человек просто высказывает свое мнение, а критика, по–моему, должна быть более профессиональной. При оценке должны учитываться какие–то профессиональные моменты. Не знаю, например, цифры продаж альбома? Должен же быть спектр каких–то показателей. А просто высказать свое мнение, наверное, уже не очень серьезно. К тому же интересных событий у нас происходит не так много. Неужели у нас такая насыщенная джазовая жизнь, чтобы ее еще и критически оценивать? По–моему, надо приветствовать все, что происходит, радоваться этому.
— 15 лет назад все было так же скучно или поживее?
— Тогда мы работали в государственном коллективе, были моложе... Мероприятий, конечно, было больше. В Молодечно, например, во время музыкального фестиваля проходила традиционная программа «Джазовая ночь», на «Славянском базаре» — свой джазовый день. Но как только мы ушли из государственного оркестра, перестали существовать и в официальном музыкальном пространстве, и как джазовая единица из той жизни просто выпали, что мне кажется не совсем логичным. Все–таки мы один из немногих, смею надеяться, заметных джазовых коллективов в стране. Но вот до сих пор все концерты, которые у нас проходят, это только наша личная инициатива. В принципе, ничего обидного в этом нет, но ежегодно в Минске проходит джазовый фестиваль, и если это джаз–фестиваль, почему нас ни разу туда не пригласили? Вообще, у нас нет традиционной сильной джазовой школы, выпускающей стабильное количество сильных, ярких музыкантов. Все успехи — либо от индивидуальных усилий, либо от стечения обстоятельств. Если появляются вдруг отдельные талантливые музыканты, они не могут быть не замечены нашим коллективом, поскольку вокруг нас все время что–то происходит. Хороших клавишников сегодня, например, можно перечесть... Если скажу, что по пальцам одной руки, — многие обидятся, поэтому скажу, что двух. Их действительно не так много. Кто–то от нас уходит, потом возвращается. Вот Костя Горячий уезжает работать музыкантом на корабль, потому что ему надо денег заработать, и мы его отпускаем. Но потом Костя сходит на берег, и мы его снова с удовольствием принимаем. Потому что он сложившийся яркий музыкант. С ним интересно, с ним — эффектно.
— Это довольно тонкие материи все–таки. Каждый музыкант — личность, привносящая в музыку «Яблочного чая» что–то свое. Но ведь это может идти вразрез с вашим композиторским видением?
— Да, лицо группы меняется. Это и здорово. Джаз — такая сфера, где индивидуальность имеет большое значение. Что такое чувство свинга? Это же невозможно объяснить. Специфическое чувство, которое или есть, или его нет.
— Вы часто гастролируете за пределами страны. Вот в Литве вам легче выступать?
— Ну что значит легче? В Литве сильны традиции авангардного джаза, граничащего иногда, как я это называю про себя, с шарлатанством. Мне так кажется. Музыкант, например, весь концерт может искать какой–то звук... Это уже большое театральное действо, а не музыка.
— А с пренебрежительным отношением к группе со стороны классических музыкантов вы сталкивались?
— Джазовый музыкант способен на большее, потому что он развенчивает классический материал, но при этом способен сыграть и классическое произведение. А джазовые успехи у «классиков» сомнительны. Но есть виртуозы одинаково успешные и в джазе, и в классике. Уинтон Марсалис, например. Уникальный человек.
— То есть завтрашний день музыки — за синтезом?
— Да это все было уже такое бесчисленное количество раз... Майлз Дэвис уже играл с симфоническим оркестром. За всем не уследишь, и это хорошо. Можно, конечно, пойти в какую–то совсем неожиданную сторону... Год назад в филармонии прошел концерт: в первом отделении играли мы, а во втором — Государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Анисимова Девятую симфонию Бетховена. Это, кстати, была инициатива Анисимова. Он вообще большой творческий авантюрист. И мы с нетерпением ждем нашего следующего совместного проекта.
— Что за проект?
— Оркестр будет играть нашу музыку. И торопиться тут не нужно. Начинаем мы уже сейчас, но покажем программу только следующей осенью. Поскольку будет затрачено столько усилий, привлечен симфонический оркестр, хочется все сделать на достойном уровне: выпустить DVD–диск с хорошей записью, CD. В Киеве у нас есть очень хорошие друзья, которые могут помочь сделать такой концерт и там. Дальше можно фантазировать. Для подобной программы мы набрали уже достаточно оборотов, стали мудрее.
— Музыку Игоря Сацевича сегодня можно услышать и с телеэкрана — в рекламных роликах...
— Еще я пишу музыку к мультфильмам — для работ Марины Карповой, Александра Ленкина... С кем-то тяжело работать, потому что иногда говорят: «Я должен «переспать» с этой мелодией». Помню, с одной мелодией режиссер «спал» год, а потом говорит: «Игорь, а ведь замечательная музыка!» Есть заказчики, которым кажется, что они сами все видят, слышат, знают. У них присутствует недоверие к композитору, могут даже что–то напеть. В таких случаях я говорю: «Стоп. Я же — композитор. Давайте я сам».
— Вы соглашаетесь на каждый проект, который вам предлагают?
— Практически да. Потому что предложений так мало, что нет ни коммерческого, ни творческого смысла от них отказываться.
– А сколько должны «переспать» с мелодией вы?
— Мне больше хочется это сделать с аранжировкой. Своим мелодиям я верю больше. А вот с тем результатом, который дает в аранжировках коллективное творчество, иногда могу не согласиться. Оно может приводить к совершенно неожиданному результату. Может быть, я должен быть более покладистым?
— Когда «Яблочный чай» можно услышать в ближайшее время?
— 14 декабря в моей родной гимназии–колледже искусств им. Ахремчика мы даем благотворительный концерт.
— На Новый год у вас уже все расписано?
— Не все, к сожалению. Вот у вас в газете будет корпоративный праздник? Приглашайте. Только учтите, у нас в музыке только «натуральные» ингредиенты, поэтому «Яблочный чай» — удовольствие не из дешевых.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Дата публикации: 12.12.2009
В газете «Советская Белоруссия» №236 от субботы, 12 декабря 2009 года, напечатано интервью с композитором и лидером «Apple Tea» Игорем Сацевичем.
http://sb.by/post/94723/