Автор Тема: Имени Ахремчика.. (Статья Галины Богдановой)  (Прочитано 11578 раз)

Govial

  • Hero Member
  • ****
  • Сообщений: 289
  • Карма: 45
  • -= Парнат Forever For Ever=-
Имени Ахремчика.. (Статья Галины Богдановой)
« : Воскресенье ,14 Янв 2007, 18:40 »
Даже если кто-нибудь из моих сверстников и не сразу вспомнит кто такой Иван Осипович Ахремчик - достаточно припомнить: "Он же картину "Защитники Брестской крепости" написал, ту самую, репродукция которой была в учебнике!".Была и, наверняка ж, есть, потому что историю лучше учить не абстрактно, а через характеры, судьбы людей. Обессиленные, отчаянные воители, про которых ещё будут написаны книги, сняты кинофильмы. Но уже для нескольких поколений Брестская крепость – это Брестская крепость Ахремчика. Он родился 3 декабря 1903 года в Минске, закончил Московский высший художественно-технический институт, учился у таких известных мастеров, как К. Истомин, А. Шевченко, А. Архипов. С 1921 года практически до самой смерти, до 1971 года, его картины можно было увидеть на самых разных выставках. Это И. О. Ахремчик – автор «подписания манифеста о создании БССР», портретов В. Голубка, З. Васильевой, Г. Глебова, К. Чёрного, П. Глебки, плафона «Дружба народов» для Театра юного зрителя в Минске. Он – народный художник Беларуси, преподавал в Витебском художественном техникуме, Минском художественном училище, Белорусском политехническом институте, Белорусском театрально-художественном институте..
Многие его ученики сегодня – гордость белорусского изобразительного искусства. У него учились П. Масленников, М. Савицкий, И. Воронов, В. Громыко, А. Гугель. Но имя И. О. Ахремчика осталось не только в учебниках по истории искусства. Оно уже много лет – знаковое для теперешнего Республиканского колледжа искусств (раньше это была школа-интернат для одарённых детей, которую, объединившую слова «Парнас» и «интернат», называли «Парнатом»). В прошлом году Республиканский колледж искусств имени И. О. Ахремчика отметил своё сорокалетие. И вот в преддверии праздника решили найти и повесить в фойе не только портрет Ахремчика, но и его картины. Из всего выбрали пейзажи, мягкие, лиричные, «узнёслыя» (слово незнакомое (Говиал)). Иван Осипович был из тех художников, которые не подстраивают натуру общему стилю, а всматриваются, вслушиваются в окружение, постигают и направляют в ритмике линий, многоголосии красок, тот или иной пейзаж.
 Появились рядом с портретом пейзажи – и будто бы душа появилась. Колледж на шестьдесят лет моложе того, чьё имя ему выпало носить. Сегодня здесь создаются уникальные для нашего времени условия для учёбы и творчества. В колледже занимаются около 500 юных музыкантов и художников со всей Беларуси, преподают не просто преподаватели – творцы, известные далеко за пределами нашей республики своими песнями, картинами, скульптурными композициями. Как любит повторять сегодняшний директор колледжа, магистр педагогических наук Людмила Николаевна Шахова, лучше всего воспитывает «строгая доброта». Это значит доверие, уважение и в то же время огромная требовательность. Говорят, что человек одарённый от природы большим талантом и из-за лени или несобранности не способный реализовать его, может понести большое наказание. Это грех – имеючи голос не петь. В директорском кабинете, за стеклом – подаренный церковными деятелями образ – строгий и возвышенный святой лик, а снизу, на полке скульптурная композиция одного из лучших сегодняшних учащихся колледжа, победителя республиканского конкурса, юного скульптора Александра Новосёлова – вылепленные из глины розы, которые ограждают-защищают женские руки – нежные и ласковые. Если хотите – это знак-символ… Людмила Николаевна много лет отработала учительницей младших классов, потом завучем. Учительницей была её мать, и сестра выбрала ту же профессию.
 Первое, что удивляет тех, кто переходит учиться в гимназию-колледж из других школ, - это необычная атмосфера доверия и «шчырасцi». Тут редко бывают пустые «сваркi ды звадкi». И я знаю почему. Все тут, начиная с самых молодых и до двеннадцатиклассников, трудятся как пчёлы. А пчёлы не ссорятся. Им просто некогда.
 Колледж стал вторым родным домом для многих «знакамiтых» музыкантов и художников. Здесь учились и академики Белорусской академии художеств Владимир Савич, Феликс и Валерий Янушкевичи, Виктор Ольшевский, Владимир Вишневский, известный мастер-монументалист Владимир Кривоблотский, мастерица декоративно-прикладного искусства, гобелены которой сегодня находятся даже в Париже (сама она тоже живёт за границей) Ольга Дёмкина… Здесь учились целые творческие династии и творческие дуэты. Дипломные работы многих известных художников сегодня так же экспонируются в колледже. Но я попробую передать атмосферу колледжа всего через две судьбы – двух художников, жизнь которых без этого учебного учреждения сложилась бы совсем иначе, и вообще сложилась ли бы. Это академик Белорусской Академии художеств, график Рыгор Ситница, который, кстати, хорошо знаком читателям «полымя», впервые тут были напечатаны его стихи, признанные лучшей публикацией года. Другой художник только начинает свой творческий путь. Он тоже пишет стихи и рождает необычайной творческой глубины скульптурные композиции. Это ученик 11 класса, или как тут принято называть – II курса колледжа Александр Новосёлов, работа которого – окружённые женскими руками розы – стоит в кабинете директора.
 В одном из своих интервью Рыгор Ситница вспоминал:
 - Родился в деревне, в Петриковском районе. И рисовать начал лет с пяти. А потом написал в «Пионерскую правду», в Москву, попросил подсказать мне, где учат на художника. И мне подсказали… Говорил («мауляу»), когда подрастёшь, поступай, хлопец, в Черниговское художественное училище. Но, на счастье, тогда к нам в деревню приехал преподаватель музыки Иван Петрович Малиновский, к которому я ходил брать уроки игры на баяне. Он и подсказал мне, что если я хочу стать художником, могу поехать в Минск, школу-интернат имени Ахремчика. Отец мой всё понял и сразу отпустил. А мать мы едва уговорили. Приехали мы с Иваном Петровичем в Минск, нашли школу, а вступительные экзамены давно закончились. Все на каникулах или на практике. Ходил по школе только молодой преподаватель, выпускник художественно-графического факультета Витебского пединститута Егор Батальёнок, в толстых таких очках (у него зрение очень плохое было). Мы ему работы мои показали - ... , коровы, хлевы... Он эти работы оставил, а мы домой в деревню поехали. Потом я письмо получил: "Принят, приезжай, учись!". Егор Батальёнок всех в школке ("школцы") переубедил ("пераканау"), что меня без экзаменов можно принимать. Так и началась моя новая жизнь.


 (продолжение следует)
« Последнее редактирование: Воскресенье ,21 Янв 2007, 16:32 от Govial »
Чухнов был выгнан из Парната, но Парнат не выгнать из Чухнова. Парнат Форевер

Павел Демиденко

  • Наш суд - самый гуманный суд в мире!1
  • Hero Member
  • ****
  • Сообщений: 302
  • Карма: 13
  • Маньяк-смартфонщик
    • ku4er
Re: Имени Ахремчика.. (Статья Галины Богдановой)
« Ответ #1 : Воскресенье ,14 Янв 2007, 18:51 »
Ну-ну...