О Парнате > Газетные вырезки

парнатовский ВУНДЕРКИНД-ХИМИК

(1/6) > >>

buben:
ВУНДЕРКИНД-ХИМИК ЗАНИМАЕТСЯ В КОЛЛЕДЖЕ ИСКУССТВ


Участников любого соревнования - спортивного или научного - принято готовить по специальной программе. Занимаются этим опытные тренеры или педагоги. Каково же было удивление комиссии последней минской гор одской олимпиады по химии, когда среди бланков участников был обнаружен листок с пропуском в графе <ваш учитель>. Заявку на участие в первенстве наряду с девятиклассниками подал ученик седьмого класса Белорусского республиканского колледжа искусств Александр Жданко (химию в школе начинают изучать с 8-го класса - Ред.). Но изумление достигло предела, когда именно этот тринадцатилетний мальчик стал победителем.


Это было так необычно, неожиданно... Маленький, щуплый мальчик среди рослых девятиклассников... И он показал, что знает химию лучше, чем они, - говорит Александр Гурло, ассистент кафедры неорганической хими и химфака БГУ. - Он решил даже те задачи, которые были самыми трудными и предполагали нестандартный подход, а не просто знание каких-то теоретических выкладок, которые можно просто выучить. Очень вдумчиво и серьезно отнесся к эксперименту. Задавал вопрос ы, пытался переделывать... И в глазах был огонек неподдельного интереса, любознательность, какую редко встретишь.

В настоящее время Александр Гурло готовит Сашу Жданко к участию в республиканской олимпиаде, которая должна состояться в конце марта: То, что он очень одаренный мальчик, заметно и по занятиям. Честно говоря, как ученик он лучше всех, на него толь ко и надежда... Безусловно, ему не хватает некоторых знаний, которые школьники как раз получают в старших классах. Например, была дана задача, для решения которой требовалось решить квадратное уравнение... Саша сказал, мол, не могу пока решить, нужно спр осить у учительницы по математике или посмотреть в справочнике.>

Наше знакомство с Сашей произошло на уроке по специальности. <Для гостя> он исполнил пьесу Дейва Брубека с символичным, как мне показалось, названием <Странный луговой жаворонок>. Почему вундеркинд-химик занимается в колледже искусств?.. Два года назад его мама, Таиса Александровна Жданко, преподаватель по классу аккордеона в музыкальной школе, привезла сына из Клецка в Минск учиться музыке. Из увлечений Саши на тот момент мать всерьез воспринимала только это: сын с детства страстно люби л джаз - хотелось поощрить его интерес и развить музыкальные способности:

- Я сама стала интересоваться джазом, который всегда казался мне слишком сложным, исключительно благодаря Саше... Вместе с ним мы стали смотреть передачи по телевизору, записи концертов, фестивалей. В первом классе он сочинил джазовую пьеску, такую п ростенькую мелодию импровизационного характера - баловался на пианино, и вот как-то сочинил... Но тогда он говорил, что хочет быть трактористом. Я очень благодарна Наталье Сергеевне Степановой, преподавателю Академии музыки, которая заметила в моем сыне его одаренность, совершенно бескорыстно дала несколько уроков и помогла устроить в Республиканский колледж искусств...

В колледже Саша учится с пятого класса на фортепианном отделении. Примерно к этому времени можно отнести начало его активного интереса химией... Деньги, что мама оставляет Саше на булочки, тот собирает и тратит на учебники по химии, которые читает за поем.

- В занятиях музыкой заметна его потрясающая логика мышления... Светлая голова - это ведь прекрасно во всех отношениях, - говорит Виолетта Льдокова, преподаватель Саши по фортепиано.

- Его дифференцированное восприятие мира как соединения химических элементов, наверное, влияет каким-то образом и на восприятие музыки - он буквально на лету схватывает гармонические нюансы. Воспринимает любую музыку, особенно ХХ века. Переиграл мног о Прокофьева, французских композиторов. Очень хорошо слышит... Но, к сожалению, чтобы в достаточной степени овладеть инструментом ему не хватает роста. Плохо растет, что-то с сердцем неладно... Тяги к исполнительству у него нет - нет такого какого-то осо бенного артистизма... Он из другого мира. Для того, чтобы научить его играть на рояле хорошо, нужно положить много времени и сил, а мне жалко мучить и нажимать на маленького мальчика... Он играет, как хочет, как может, я же пытаюсь не мешать ему жить и д ать возможность заниматься химией...

По словам Саши, первое его свидание с химией состоялось на чердаке, где среди старых книг он отыскал учебник, по которому когда-то училась его мама. Вначале ему очень понравился рисунок доменной печи, и он решил его срисовать. А как-то на день рожден ия двоюродный брат принес кислоты, и они бросили в кислоту проволоку... Она зашипела, что Сашу заинтересовало чрезвычайно... Он соорудил у себя дома лабораторию и вместе с другом начал проводить различные опыты.

- Когда он нашел тот роковой учебник на чердаке, - днями рисовал пробирки, формулы, химическую посуду всякую, - рассказывает Таиса Александровна. - А серьезно увлекся, когда на уроке природоведения была затронута тема химии и природы... Сначала к его занятиям химией, к этому странному стремлению собирать различные вещества, устраивать опыты я относилась скептически. Когда он просил купить книжку по химии, отшучивалась... Но потом вижу, что это серьезно: Однажды накануне своего дня рождения сказал м не... <Мама, ты мне ничего не дари, подари только соляную кислоту.>.

Вот такой мальчик... Как-то на уроке истории было задано сочинение на тему <Как зарождалась жизнь на земле>. Саша описал это с химической точки зрения, привел формулы и получил пятерку... Когда сей опус прочли вслух, дети зааплодировали... Как- то он додумался, что количество атомов в левой и правой части химического уравнения должно быть одинаковым. Таким образом <открыл> самостоятельно один из законов химии. В колледже старшеклассники частенько просят его помочь с трудной задачкой...

Сначала здесь ему было трудно - дети не прощают странностей, поэтому мальчику часто приходилось слышать в свой адрес и <деревенщина>, и <дебил>... Этот смуглый паренек с большими умными глазами вообще не очень общителен и друзьями в интер нате так и не обзавелся:>Друг - этот тот, с кем интересно, он должен быть умным, чтобы можно было поговорить, и не обязательно о химии...> Когда-то любил читать сказки, а сейчас времени не хватает, да и не тянет. На сон грядущий предпочитает прочес ть пару-тройку химических формул... По-прежнему очень любит джаз, но если химия для него - хобби, увлечение, то музыка - работа.

- Я ему постоянно даю джазовые этюды и пьесы, он играет с удовольствием, - рассказывает Виолетта Льдокова. - Если бы он прозанимался хотя бы год с барабанщиками, чтобы ему кто-то объяснил эти синкопированные ритмы, и чтобы он через это прошел, он бы очень хорошо играл. А осваивая, в основном, классический материал, очень трудно сразу взять и играть джаз... Мы делаем это урывками, по мере возможности. Мне бы хотелось сделать так, чтобы занятия музыкой доставляли ему удовольствие... Иногда, конечно, п риходится форсировать подготовку... Жаль, что наши дети крайне редко посещают симфонические концерты, оперу, органную музыку... Музыка должна ассоциироваться не только с каторжным трудом, но и с праздником - должно быть место зрелищу, музыкальному пиршес тву... Дети в колледже законсервированы, здесь ведь и на улице некогда погулять...

Виолетта Петровна и Саша вынашивают планы посетить Клецк с сольным концертом, в программе которого собираются объединить произведения Баха, Рамо, Чайковского, Грига, Дебюсси, а на закуску поиграть еще и в четыре руки.

А вот Николай Горошко, доцент кафедры неорганической химии, руководитель школы юных химиков при факультете, надеется, что Саша в будущем химию все-таки предпочтет музыке:

- У меня занимается много талантливых ребят, но Саша - это что-то удивительное... Я дал как-то ребятам тестовую контрольную, которую медалисты сдают при поступлении в ВУЗ. Если медалист набирает 30 баллов из 40, он поступает без экзаменов. Саша сдела л очень мало ошибок. Он спокойно решает задачи для 11 класса... Когда я веду занятия в десятом, одиннадцатом классе, и ребята не могут догадаться, я говорю: смотрите, Саша уже решил. Талантлив исключительно. Вот разорил маму на два тома химической энцикл опедии, уже самостоятельно читает органическую химию...

А мама, судя по всему, уже рассталась с мыслью о музыкальном будущем сына, в первую очередь принимая во внимание его интересы:

- У нас вообще с ним дружеские взаимоотношения, основанные на взаимном уважении и понимании... Жаль вот только, что он плохо растет. Мне бы путевку какую для него в санаторий или хороший детский лагерь, чтобы он отдохнул, поднабрался сил...


Алексей КРАВЧЕНКО
" Белорусская деловая газета ",1999
http://bdg.press.net.by/1999/1999_03_24.565/02-krab.shtml

Alex Sapega:
Саша Жданко - одноклассник моей Алисы...

buben:
и что Алиса говорит по этому поводу?

olegator:
 :o :o :o КРУТО!!! :o :o :o
 ;D ;D ;D

Павел Демиденко:
Я помню этого Сашу...Помню мы все мучались в компьютерных играх,а он проходил их играючи..А занимать призовые места было сложно,так как в школе опытов не было,приходилось ориентироваться на месте.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии