Модная девушка из РассветаОльга СамощенкоОна сознательно избегает пи-ара, не посещает околомодных мероприятий, не обшивает локальных звезд и публичных персон. Наверное, поэтому в Беларуси до сих пор мало кто знает, что её показы транслирует Fashion TV, одежда её марки пользуется спросом в московских бутиках, о ней пишут британские журналы и авторитетные интернет-издания. Тем временем, не модный в родной стране дизайнер Ольга Самощенко сезон за сезоном просто и скромно создает свою моду.
Почему я стала модельером? По большому счету, я девочка из деревни, из поселка с романтичным названием Рассвет. В Минске жил мамин брат, который однажды случайно увидел по телевизору объявление о наборе в художественную школу имени Ахремчика. Моей маме тогда было не до меня – она ждала третьего ребенка, в общем, все были настроены совсем не серьезно. Тем более, у меня не было никакой начальной подготовки, я не знала, например, что такое натюрморт, что такое композиция. На экзамене я ждала сначала, пока нарисуют другие дети, а потом рисовала то же, что и они. И когда пришло письмо о моем зачислении, я долго плакала. Но мама пообещала, что проколет мне уши (я об этом в то время мечтала), и таким обманным путем меня отправили в Минск.
После этой школы какое-либо другое образование получить нереально: художественная подготовка очень сильная, а общеобразовательные предметы очень ограничены. Поэтому я поступила в Академию искусств на моделирование – это было для меня более-менее понятно. Потом я стала участвовать в разных конкурсах. Победы в них помогли поверить мне в свои силы. У нас еще подготовка очень специфическая – будущих модельеров учат не конструировать и разбираться в технологии пошива, а рисовать красивые картинки. В общем, я вышла из института героем-победителем, но на предприятиях нужны были модельеры-конструкторы, и устроиться на работу я не смогла. Так я стала заниматься творчеством, участвовать в конкурсах. В Витебске познакомилась с Володей Зубцом (московский модельер, промышленный художник и независимый автор, разрабатывающий собственные имиджевые коллекции, председатель жюри на "Белой Амфоре"), он и посоветовал поехать на неделю моды. И вот, когда я первый раз поехала на Московскую неделю моды и после показа люди стали подходить и спрашивать, сколько это стоит одежда из моей коллекции, я поняла, что это нужно не только мне.
О чем вы мечтаете теперь, когда определенные высоты уже достигнуты?
Развивать свою марку, чтобы было какое-то белорусское имя, чтобы рано или поздно это стало чем-то серьезным.
А где одеваетесь вы?
Я одеваюсь сама в себя. Покупаю только обувь и сумки. Конечно, есть желание одеваться в дорогие марки, мне даже кажется, что будь я богатой дамой, я бы одеждой вообще не занималась. Кстати, в Москве, во время недели моды, я должна ходить в своей одежде. Ну не могу я заявиться на Russian Fashion Week в костюме Prada.
Какой стиль вы предпочитаете?
Мой личный вкус распространяется и на мой гардероб, и на мои коллекции. Даже если в коллекциях есть вещи, которые я бы не одела, все равно они мне нравятся. Я не люблю эпатажные вещи, короткие юбки, одежду в стиле sex-drugs-n-rock-n-roll.
Что служит отправной точкой при создании коллекции?
Определенного начала вообще нет. Я все-таки не в Париже в «звездном» ателье работаю, а в Минске, в довольно тяжелых условиях. Поэтому мне приходится отталкиваться от ткани, например. Вот сейчас у меня две недели до показа, и только теперь я вижу, куда двигается моя работа. То есть, конечно, нужно начинать с эскизов и определения тематики, но у меня так никогда не происходит. Обычно, вначале шьется какая-нибудь одна вещь, в которой и концентрируются основные приемы, технологии, главная идея. В этой коллекции такой вещью стало плиссированное пальто.
Наверное, одежда – только часть показа на неделе моды?
Да, я занимаюсь и формированием списка гостей. В основном это работа агентства, но есть люди, которых я сама приглашаю – для них именные пригласительные я рассылаю лично. Я сама занимаюсь дизайном обуви, придумываю стиль: макияж, прически моделей. Я сама отбираю моделей для показа, в основном, работаю с российскими девочками. В Беларуси у меня есть любимая модель – Алина Асиевская. И выбором музыки для показа тоже занимаюсь сама.
Ваши коллекции продаются не только в Москве, но и во Франции…
Да, моя одежда висела год в одном шоу-руме для российских дизайнеров. Но опыт показал, что для сбыта там нужно выставляться в довольно известных шоу-румах и показываться не один сезон. Потому что западные байеры приходят за конкретной одеждой с конкретным именем, они не умеют продавать вещи с неизвестными лейблами.
Это было для вас разочарованием?
Нет, наверное. У меня вообще не было разочарований. Я ничем другим не пытаюсь заниматься, и не хотела бы заниматься. Может, я и не заработаю на этом денег, но бросать это дело я не хочу.
Журнал "ЭШ"