Газета "СБ Беларусь сегодня" от 12 июля 2007 года.
САМА СЕБЕ ПРОДЮСЕР
"Всё, "женское искусство" больше не тема для обсуждения! Право, давно пора отказаться от лицемерного разделения на "художников" и "художниц", когда творчество первых, даже если оно "женского рода", по определению считается достойнее фантазий вторых. Наши Зоя Литвинова или Зоя Луцевич, или Галина Горовая и ещё множество других талантливых художниц не менее успешны и знамениты, чем их коллеги-мужчины. И среди выпускников художественного факультета Белгосакадемии искусств который год уже девчонки заметно преобладают. Причём довольно быстро делают завидную творческую карьеру.
У молодой художницы Виктории Коваленчиковой, например, сейчас проходят сразу две персональные выставки - в Берлине и Роттердаме. И это далеко не первые её выставки за рубежом - при том, что дома, в Беларуси, она успела продемонстрировать свою эмоциональную живопись и в Национальном художественном музее, и в Музее современного искусства...[/b]
- Сотрудники нашего посольства решили, что гораздо интереснее организовать мою выставку не в галерее, а в деловом клубе в центре Берлина, - рассказывает Виктория. - Действительно, пустота галерей многих отпугивает, я не раз общалась с людьми, который мне об этом говорили. А в клубе бывают тысячи людей, и лето там далеко не мёртвый сезон...Выставка называется "Параллели" - экспозицию построили на контрасте Запада и Востока. Я много путешествую, люблю городские пейзажи и с удовольствием делюсь своими впечатлениями от Испании, Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Ливана...У каждой страны ведь своя, особенная цветовая гамма.
- А у Беларуси?
- Беларусь, где я родилась, - очень яркая страна.
- И чья цветовая гамма интригует вас сейчас больше всего? В каких ещё странах вам хотелось бы побывать?
- Конкретных мечтаний на эту тему у меня никогда не было, наоборот, иногда даже жалко времени которое тратится на путешествие - не на работу. А если ты останавливаешься в городе на пару часов, то и набросок часто не успеваешь сделать. К счастью, есть фотоаппарат, для художника - очень ценное достижение цивилизации.
- А ещё компьютер...
- С компьютером я пока на "вы", хотя у меня есть даже свой сайт, но без посторонней помощи в виртуальной реальности чувствую себя неуверенно. А лишнего времени, которое могла бы потратить на освоение компьютера, у меня нет.
- Вы чувствуете себя успешной?
- Я чувствую себя очень комфортно. Но, несмотря на то, что я вполне самодостаточный человек, не могу сказать, что кроме работы мне больше ничего не нужно. Мне важно признание - любой художник лукавит, если утверждает обратное. И всё-таки любимая часть моей профессии - когда уходишь в свой мир и уже не отвлекаешься ни на какие внешние факторы, я всегда мечтаю об этих моментах: скорее бы к мольберту! Хотя понимаю, что, увлекшись, можно и "одичать"...
- Помню, несколько лет назад во Дворце искусств проходила выставка ваших ровесников, продемонстрировавшая, полагаю, наперекор замыслу организаторов, насколько непросто нашим молодым художникам заявить о себе, когда многие явно стеснены в выборе нормальных красок и холстов. Когда о собственной мастерской можно только мечтать...
- У меня есть небольшая мастерская от союза художников...Я всегда хорошо училась и диплом защитила на высший балл, получив похвалу от экзаменационной комиссии, которую возглавлял председатель нашего союза Владимир Басалыга. Это ведь очень важно, чтобы молодого художника заметили, поддержали как можно раньше...Я счастлива, что у меня есть место, где могу спокойно работать. То есть работаю я как раз не спокойно, а очень эмоционально, забрызгиваю краской весь пол, и совершенно не представляю, как другие умудряются творить что-то дома на коврах...
- Ну да, те же мэтры часто говорят о своих юных коллегах с сочуствием: мол никаких социальных гарантий у вас теперь нет...
- Искусство сейчас нигдене процветает. В той же Голландии давно прошли времена, когда государство поддерживало художников специальными субсидиями. Нет и у нас прежних госзаказов...Художник теперь везде выживает сам, без каких-либо гарантий. Каждый теперь сам себе продюсер...
- Поэтому наши живописцы заключают невыгодные контракты с зарубежными галереями?
- Арт-бизнес - это тоже бизнес, галерейщику тоже нужно выживать и зарабатывать. О гуманности в бизнесе вообще сложно говорить. А контракт с галереей - это здорово и престижно, и я не сказала бы, что наши художники продают себя за бесценок. Нужно отдать должное нашему искусству: его уровень по-прежнему очень высокий. В отличие от западных стран, где искусство - уже из разряда хобби. Нестабильность для европейца ведь смерти подобна, прагматик едва ли станет заниматься живописью, когда никакой уверенности в завтрашнем дне...
- Кто-нибудь из ваших однокурсников изменил призванию, поменял профессию?
- Никто. Многие преподают в Гомельском жудожественном училище - у нас на курсе было много гомельчан, и практически все они с удовольствием вернулись домой, на деле доказав удивительную любовь к своему городу, которую демонстрировали все годы нашего обучения...Когда мне было тяжело, я вспоминала судьбы наших мэтров, других мастеров. У всех ведь бывали непростые времена. И я всегда знала, что, достигнув определённого уровня мастерства, могу рассчитывать, что меня услышат и пойдут мне навстречу. Достойное творчество не стыдно предложить. Конечно, в идеале жхудожник не должен тратить своё время на такие вещи. Но у нас есть искусство, а арт-бизнеса и сопутствующих ему арт-дилеров - нет. Это сложный труд: ходить и предлагать свои картины на вставку. Но за тебя никто его не сделает. Если не стучаться, двери не откроются. В противном случае твои талантливые работы могут найти уже после твоей смерти. Впрочем, этих холстов может и не быть, потому что у тебя попросту может не оказаться денег на краски.
- Не мугу не вспомнить, как год назад наши именитые художницы, презентуя свою выставку "Матриархат", в Национальном художественном музее, настойчиво подчёркивали, что "мы занимаемся искусством, но это не женское искусство"...
- Да, раньше искусство имело ярко выраженное мужское лицо. Каких-то лет 30-40 назад девушек на художественном факультете почти не было. Художницам старшего поколения приходилось доказывать свою самостоятельность под снисходительными взглядами коллег-мужчин. Даже я с этим столкнулась: нужно было постоянно убеждать преподавателей, чтоу тебя достанет сил и желания заниматься этой профессией, что ты не собираешься выходить замуж и рожать детей, забыв про живопись, чего наши педагоги жутко опасались. Кстати, я убеждена, что ребёнок, семья творчеству не помеха. Да, материнство замедляет твоё становление, когда нужно нарабатывать мастерство и контакты, но при желании всё можно наверстать. Женщины у нас достаточно настойчивые. И теперь, если твоя работа достойная, о полах уже никто не говорит. Хотя наши художникикритики очень серьёзные.
Обидно, что такое понятие, как женское искусство, стало нарицательным, причём в худшем понимании слова...А может быть, мужчины просто ревнуют, чувствуют конкуренцию, ведь "женская" живопись бывает заметно эмоциональнее?
- Иными словами, когда наше искусство приобретёт "ярко выраженное женское лицо" - что произойдёт с очень большой вероятностью, если судить по количеству выпускниц зудожественного факультета академии искусств, - ничего страшного с ним не произойдёт?
- Надеюсь, хуже оно не станет - женщины у нас сейчас такие эмансипированные, сильные, мужественные! У нас хватит силы воли и таланта, чтобы удержать уровень нашего искусства и его высокую репутацию и в Беларуси, и за её пределами.
Беседовала Ирина ЗАВАДСКАЯ, "СБ"