Шапито
Вы не верьте наветам тоски,
Задушите в душе шепоток:
Между серых домов городских
Открывается цирк шапито.
Александр Городницкий
Слово «шапито» самым естественным образом ассоциируется с цирком. Хотя в Минске цирк вовсе и не шапито, а давнее стационарное здание. Тем не менее многим поколениям помнится детский восторг и ожидание чуда, круглый манеж и полет акробатов под куполом, мороженое в антракте, фотография на память с клоуном и дрессированным пуделем…
В общем, все то, что к этой выставке едва ли имеет какое-то отношение. Так почему же «Шапито?» Сам Денис сформулировал так: «Это соединение серьезного и несерьезного, как в цирке. Своеобразная прощальная гастроль, привлекающая зрителя. За прощальной гастролью — творческая смерть, за творческой смертью — новое перерождение, иной уровень».
Современный художник — прежде всего артист, остро чувствующий публику и работающий с контекстом. Современное искусство — это сцена, где разыгрывается артистическое действо, куда вовлечены и зрители.
Так почему бы и не «Шапито»?
Екатерина Кенигсберг
Шапито и колбаса
10/01/07-12/02/07
Честно признаться, отправляясь на выставку «Шапито» Дениса Синюгина, ждала если не масштабности, то презентабельности точно. Но М-Галерея Института имени Гете хоть и очень-очень маленькая, но вместила всех желающих. Потому что их было мало. То ли не интересуются люди искусством, то ли было просто мало рекламы.
Друзья да товарищи, которые пришли поздравить художника, признались, что на этот раз он порадо-
вал их чем-то необычным.
— Вы, наверное, хотите, чтобы я объяснил, почему выставка называется
«Шапито»? Честно скажу, вразумительного ответа на этот вопрос я не дам, — говорит Денис. В принципе гостям выставки это было не очень и интересно. Они подарили Денису палку копченой колбасы и сказали, что неплохо было бы прихватить с собой какой-нибудь напиток горячительный.
Денис — разносторонний художник. В его работах проявляется свойственный творчеству тонкий эстетизм. Работы красиво оформлены и вселяют оптимизм. Правда, в узком коридоре не рассмотреть их внимательно: нет возможности отойти, подойти, обойти. Минский цирк, как все знают, большое здание, которое стоит на месте. Но ведь порой так хочется сходить в цирк шапито, где все вроде не всерьез. Цирк, лавки, клоуны и акробаты будто появились из другого времени, в которое обязательно вернутся. Нам же останутся лишь помятая трава, мусор, забытый кем-то сценичный костюм и приятные воспоминания.После посещения выставки остается похожее ощущение. Денис говорит, что это соединение серьезного и несерьезного, как в цирке. Своеобразная прощальная гастроль, привлекающая зрителя. За прощальной гастролью — творческая смерть, за творческой смертью — новое перерождение, иной уровень.
Денис Синюгин окончил (в 1992 году Парнат) и Белорусскую академию искусств. С 1992 года принял участие в более чем 25 республиканских и международных выставках. Одна из его выставок провисела в родной Белорусской академии искусств ровно десять минут, зато принесла автору известность.
Увидев работы Дениса один раз, вы будете узнавать их всегда и из множества.
Валерия СТАСЮК