Вот тут статья и небольшое интервью с Володей Гавриленко, художником. Сейчас живет в Бобруйске. Учился в РШИМИ-Парнате и закончил его в 1976 году (одноклассник Григория Ситницы). Мы когда-то приятельствовали - Володька писал неплохие стихи. Теперь, как видно, и как художник вполне состоялся.
Знакомьтесь: Владимир Николаевич Гавриленко, «отец» нашего БобраРодился: в 1957 году в городе Могилеве.Карьерные шаги: 12-летним школьником сдал экзамен и поступил в Республиканскую художественную школу имени Алферчика в Минске, куда отбирались самые талантливые дети со всей Беларуси. После службы в армии, поступил в Белорусскую Академию искусств на специальность театральный художник-постановщик. В 1988 году по распределению был направлен в Бобруйск, на должность театрального художника в Могилевский областной театр имени Дунина-Марцинкевича, где проработал ровно 3 «распр еделительных» года.
Преподавал в художественной школе нашего города. Выставлялся в различных выставочных залах и галереях Беларуси. Последние 6 лет активно занимается скульптурой. Если в кругах бобруйских художников давно считается мэтром, то всенародную славу и любовь горожан Владимиру Николаевичу принес его проект скульптурной композиции бобра.
Чем гордится: принимал участие в оформлении краеведческого музея. 10 картин, написанных Гавриленко, президентская комиссия выкупила у Минской художественной галереи для вручения спортсменам, выступавшим на Олимпиаде в Сиднее.
Увлечения: С детства был заядлым книгочеем. Сейчас изучает работы русских религиозных философов начала ХХ века.
Семейное положение: с будущей женой Ольгой Владимировной познакомился еще в художественной школе. Сейчас у четы Гавриленко двое взрослых детей: сын и дочь.
«Бобер — это воротник, а животное — бобр»— Владимир Николаевич вы и картины пишете, и лепите… Какое начало в вас сильнее: живописца или скульптора?— Когда меня называют живописцем или скульптором, мне это неприятно. И то, и другое — очень узко. Как тут разделишь? В силу специфики театрального художника, нас учили многому: иллюстрации, плакатной живописи, театральному эскизу, костюму, лепке…
А в жизни приходилось оформлять и классы школьные, и кафе, и даже магазин… А тут еще последняя моя такая выдающаяся работа — проект символа города — Бобер. Ой, нет, хоть так многие говорят, но бобер — это воротник, а животное — бобр. Нужно говорить бобр. Да, возвращаясь к вопросу: просто — художник Владимир Гавриленко.
— Похоже, вы с иронией называете Бобра работой выдающейся?— Разумеется, с иронией, и до сих пор удивляюсь, как это так получилось, что честь стать победителем в конкурсе проектов на символ города выпала именно мне. Хотя… В театре я проработал немного, но мышление, эстетика театральная свойственны мне до сих пор. И скульптура бобра сделана сообразно мышлению театрального художника. Там есть артистизм, добрая ирония…
— Не обижает, что созданный вами образ Бобра сейчас кто ни попадя начинает тиражировать?С одной стороны идею перевирают, а с другой — авторские отчисления вы за это, небось, не получаете? — В своей пояснительной записке к эскизу я написал: «Силуэт скульптуры позволит ее тиражировать, как в объемном, так и плоском изображении — на календарях, на проспектах, в газете — где угодно. Он выразителен и лаконичен», потому я, осознанно шел на тиражирование. Приятно, что мой Бобр становится визитной карточкой города. Другое дело, когда некоторые «авторы» слишком далеко уходят от первоначального облика. Это плохо.
А что касается авторских прав, то их выкупил отдел культуры.
— За какую сумму, если не секрет?— За полтора миллиона белорусскими. Понимаю, что на Западе, мне бы до конца жизни хватило авторских отчислений, но… Мы живем здесь. И я с огромной радостью согласился на эту сделку, потому что этот дамоклов меч всю оставшуюся жизнь висел бы надо мной. Чувствую сейчас больш ое облегчение.
— А ведь вы сделали коньюктурный проект, просто не довели его до логического коммерческого конца…— …о чем абсолютно не жалею!
«Вы сами не знаете, что сделали!»
— Часто ли не совпадает авторский замысел работы и ее зрительское прочтение?— Почти всегда не совпадает, за редким исключением. Вот пример. Привез я как-то несколько скульптур в Минскую галерею. Одна была такая: женщина, без головы, на плече у нее — зеленый попугай. И на одну ногу надет зеленый чулок. Руки есть, ноги, есть, а головы нет… Кстати, эту скульптуру купил главный архитектор Санкт-Петербурга.
Другой скульптурой была такая несколько авангардная женщина-скрипка… Так вот, приемщица, каких только работ не повидавшая на своем долгом веку, мне сказала: «У вас очень своеобразное чувство юмора». Вот, единственный человек, мгновенно уловивший суть моих работ.
А еще был комичный случай, связанный с разночтением картины. Лет 15 назад я написал большую по размеру картину. Называлась она «У-у-у…» Эпатажная такая картина: стоит мужчина во всем зеленом, у него три головы на плечах, а с ним под руку — сильно беременная женщина.
И пришел ко мне майор КГБ. Когда я узнал, что визит нежданного гостя вызван картиной, очень удивился. Этот товарищ целый час объяснял, ЧТО я написал: «Владимир Николаевич, вы не знаете, что вы сделали! Мужчина в зеленом… А зеленое — это цвет Ислама, а Ислам — это…» И пошел, и пошел…
А ведь я вложил в работу совершенно иной смысл. Зашел как-то в ателье. А там сплошные стандартные фотографии. Если мужчина и женщина, то обязательно головки друг к другу склоненные, и все под руку, под руку. И решил я немного гипертрофировать эту тему: раз головки склоненные, то получите сразу три головы у мужчины, а раз семейство, то вот вам — продолжение рода в виде огромной беременности. Картину уже закончил, а название никак не придумал. На выставку ее уже нести нужно. Смотрел я, смотрел на это семейное безобразие и произнес с таким раздражением «У-у-у…». Вот и получилось название.
«Я — художник. И точка»— Когда вы впервые осознали себя художником?— Серьезный вопрос. Закончил я академию, работал в театре, немало уже успел сделать, во многих постановках участвовал, и картин много было. И именно этот вопрос не давал мне покоя: художник ли я? Мучился, мучился, а потом сказал сам себе: «Хватит. Я — художник, и точка». Лет 35 мне тогда было.
— На ваш взгляд, в Бобруйске, существует ли своя художественная школа, не как учебное заведение, а как культурное явление?
— Нет, я считаю, что Бобруйск ничем не выделяется как художественное явление. А вот межличностные отношения художников заслуживают высочайшей оценки. Такого дружественного, участливого отношения друг к другу я не встречал ни в каком ином городе. Я дружил с Никифоровым. Это просто какой-то святой человек был. Ни разу от него не слышал даже просто какого-то ироничного замечания по отношению к коллеге. Белогуров покойный замечательный был человек. И сейчас, никто из бобруйских художников никогда не умалит достоинства другого. Даже в денежном плане, когда существовали мастерские, мы старались распределить заказ так, чтобы всем по-немножку досталось.
— Ваш идеал художника?— Пабло Пикассо. Почему? Во-первых, в своих работах он очень артистичен. Во-вторых, и графика его, и скульптура, и живопись были в беспрестанном развитии. За два-три года Пикассо изменялся до неузнаваемости, еще 3 года — и он опять совершенно иной. Он, оставаясь Пикассо, всегда был вечно ищущим и вечно изменяющимся. Другое дело, что в жизни человеческой, Пикассо был, мягко говоря, нехороший человек. А, собственно, должны ли нас волновать его личные человеческие качества?
— Владимир Николаевич, расскажите о своей семье, пожалуйста.— Жена Ольга Владимировна по образованию дизайнер интерьеров. Лет 10 назад мы оформляли несколько кафе вместе, вместе работали над оформлением музея. Сейчас она методист центра воспитательной работы «Росквiт». А как художнику ей замечательно удаются натюрморты в технике пастель — нежные, лири чные, женские.
14-летний сын Андрей учится в художественной школе. Наблюдая за ним, я замечаю, что в парне уже рождается душа художника. Я ему помогаю. Вместе делаем в мастерской какие-то постановки, натюрморты рисуем. Хотя до 12 лет я совершенно не занимался художественным воспитанием сына. Убежден, что человеку нельзя насильно привить любовь к изобразительному искусству, он должен самостоятельно сделать свой выбор в его пользу.
Вот старшая дочь рисовала лет до 8. У меня сохранилось штук сорок ее рисунков — гениальные детские работы. Такие красивые, сделанные одной линией… А потом у нее это пропало. Сейчас она учится в Испании, в Гранаде, на 2-м курсе лингвистического университете. Специализация — сла вянские языки.
— А, правда, что ваша супруга Ольга Владимировна по национальности китаянка?— Наполовину: отец ее — китаец, мать — белоруска.
— Поддерживаете отношение с китайской родней?— Пока жил Олин отец — связующее звено между Китаем и Беларусью — они раза 4 к нам приезжали: ее тетя, двоюродные сестры, братья. А потом свекр умер, и мы сейчас переписываемся на каком-то ломаном китайско-русском языке.
НАША АНКЕТАКто вы по знаку Зодиака?— Скорпион.
Ваша любимая книга?— Долгое время была «Мастер и Маргарита». А сейчас — «Библия».
Ваша любимая пора года?— Осень.
Ваш любимый праздник?— Целый праздничный период — рождественско-новогодний.
Ваше любимое животное?— Насекомое: бабочка. Летающий цветок.
Ваше любимое блюдо?— Холодец.
Какие напитки предпочитаете?— Вино. Не скромно, но люблю вино собственного изготовления.
Какие песни напеваете?— Сейчас — «Я люблю тебя, жизнь!».
Ваш идеал женщины?— Умная женщина.
Ваш любимый уголок на земле?— Моя родная деревня Булыжицы Могилевского района.
http://www.bobruin.com/index.php?option=com_content&task=view&id=208&Itemid=1&phpshop=3e2bc9e77a463d76f403d4326da6b2af